Регистрация Вход
Город
Город
Город

Ту - 104. Первенец советской гражданской реактивной авиации.

Пожалуй, позже всех к созданию реактивных пассажирских самолетов приступили в Советском Союзе. Все усилия отечественной авиапромышленности в первые послевоенные годы были направлены на удовлетворение потребностей ВВС, самолетный парк которых нуждался в срочном обновлении. На гражданскую авиацию практически не оставалось ни времени, ни средств. Перелом в подходе к ГВФ произошел с приходом к власти Н.С. Хрущева, когда была провозглашена политика «догоним и перегоним Америку» В июне 1954 года постановлением Совмина СССР предписывалось в кратчайшие сроки разработать отечественный пассажирский самолет с турбореактивными двигателями. И естественно, он должен был появиться на свет раньше его зарубежных аналогов. (Ту-104 стал третьим в мире реактивным пассажирским)







 

Кратчайший путь к производству пассажирского самолета – не создание абсолютно новой модели, а переделка уже существующего военного образца в гражданский вариант. Этим путем и пошло ОКБ А.Н. Туполева, получившее задание советского правительства на постройку реактивного первенца. Будущему лайнеру дали название Ту-104. За основу будущего лайнера был взят реактивный стратегический бомбардировщик Ту-16, и уже через 10 месяцев, весной 1955 со стапелей опытного завода № 156 сошел первый опытный экземпляр Ту-104. В начале 1956 года серийное производство Ту-104 началось и на Омском заводе № 166. Производство продолжалось до 1960 года. Всего на трёх заводах(Харьков, Омск, Казань)изготовлен 201 самолёт. 6 Ту-104А поставлено в ЧССР. В ходе производства самолёт неоднократно модернизировался: менялся состав оборудования, количество мест в салоне. Эксплуатация Ту-104 в Аэрофлоте продолжалась до 1979 года. За это время парк Ту-104 перевёз около 100 млн. пассажиров, провёл в воздухе 2 млн. часов и выполнил 600 тыс. полётов. Отдельные экземпляры продолжали эксплуатироваться в различных организациях и ВВС до середины 80-х годов.

В период с 1957 по 1960 годы на различных модификациях Ту-104 было установлено 26 мировых рекорда скорости и грузоподъемности.

Официально последним полетом Ту-104 считается полет в ноябре 1986 года, когда отреставрированный Ту-104 СССР-42322 своим ходом перегнали из московского аэропорта Шереметьево в город Ульяновск в музей Гражданской Авиации.













 


Для чего нужен самолет? Для быстрого преодоления расстояний. Поэтому, когда первые российские летательные аппараты еще только-только начали совершать робкие перелеты, авиаторы уже думали о том, как соединить воздушным мостом самые дальние точки страны — Москву и Дальний Восток.




 

Первые модели самолетов технически не могли выполнять такие полеты, даже с промежуточными посадками. Начало регулярным пассажирским перевозкам положил знаменитый 30-местный самолет Ил-12. С 1948 года раз в месяц он выполнял рейсы между Москвой и Владивостоком с 6-8 промежуточными посадками. Расстояние в 8500 км преодолевалось за 24 часа летного времени, общее время в пути составляло 48 часов.




Коренной перелом в развитии дальних авиалиний нашей страны наступил только с началом реактивной эры, когда 15 сентября 1956 года с подмосковного аэродрома Внуково впервые поднялась в небо серебристая стальная птица Ту-l04.




Для пассажиров новинка показалась настоящим чудом. В 3 раза большая, чем у Ил-14 или Ли-2 скорость, на 1,5 тыс. км большая дальность полета, герметичная кабина с уютным 50-местным пассажирским салоном быстро завоевали популярность. На Ту-l04 полет до Дальнего Востока занимал 10-12 часов с 2 промежуточными посадками.




 В начале 1957 года власти Приморского края всерьез занялись изучением возможности приема Ту-l04 во Владивостоке. Выбор пал на военный аэродром Кневичи, который имел 2500-метровую бетонную взлетно-посадочную полосу с комплексом радиотехнического и светосигнального оборудования.




13 января 1958 года с аэродрома Внуково поднялся реактивный самолет, взявший курс на Владивосток. Метели задержали рейс в Омске, Иркутске и Хабаровске. Но, несмотря на непогоду, 19 января 1958 года Ту-l04 впервые приземлился на аэродроме Кневичи.




 Достоинства реактивного первенца пришлись по душе приморцам, 50-местный салон не испытывал недостатка в пассажирах. Весь 1958 год авиапредприятие готовило дополнительный контингент специалистов наземных служб, чтобы увеличить количество принимаемых реактивных самолетов.




20 мая 1959 года Ty-l04 стартовал с Ленинградского аэродрома Пулково и через 20 часов приземлился во Владивостоке, открыв регулярное авиасообщение на этом маршруте. В 1960-1961 годах были введены дополнительные ежедневные рейсы в Москву, а с 11 июля 1961 года реактивный лайнер начал регулярные пассажирские перевозки на линии Одесса — Владивосток. Применение реактивных самолетов на дальних рейсах позволило удешевить и резко увеличить пассажирские перевозки. Если в 1954 году из Владивостока в Москву было отправлено всего 4640 пассажиров, то в 1964 году — 51108 только на Ту-104.










 

Сейчас специалисты спорят о достоинствах Ту-l04, считают, что этот самолет был ошибкой. Да, у него были определенные недостатки. К примеру, прожорливость турбореактивных двигателей РД-3М (5000 кг/ч) сегодня кажется немыслимой. Но зато на их надежность не пожаловался никто. А уровень комфорта для пассажиров всегда оставался вне критики. Как бы то ни было, первый отечественный реактивный лайнер Ту-104 по 15-20 лет верой и правдой обслуживал линии, соединяющие Владивосток с Москвой, Ленинградом, Хабаровском и Одессой, выполняя главное предназначение самолетов – быстро преодолевать расстояние. Об этом сообщает служба по связям с общественностью компании 










Источник: http://infoavia.ru/other/tu104/ http://www.aviaznak.ru/shop/index.php?productID=6262&ukey

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

13, где пропадал, дорогой?;)))

Ответить

"Пожалуй, позже всех к созданию реактивных пассажирских самолетов приступили в Советском Союзе."
"Ту-104 стал третьим в мире реактивным пассажирским"
Интересное понимание оборота "позже всех".
Но, в целом пост неплохой, да.

Ответить

Пришлось лишь дважды полетать на таком (Новосибирск-Хабаровск и обратно). Запомнилось большое расстояние между креслами - не нужно было сидеть в позе кузнечика (в отличие от последующих модификаций ТУ).

Ответить

Вообщето он был первым реактивным самолетом приступившем к эксплуатации. Хрущев продемонстрировал его английской королеве, показав достижение советского народа. Он прилетел в Лондон на собственном ту-104, прихватив с собой еще парочку. На тот момент ту-104 не прошел до конца все испытания. Но Хрущеву сильно торопился...

Ответить

Самая старая ТУшка, на которой летал, был ТУ-134. На 104-й только любовался.
А в Братске такой лежит в тайге, видать он туда рухнул, а вывозить его не стали, проезда там нет. Его видно сверху, сразу после взлета. Сильно впечатляет перед дальнейшим полетом:)

Ответить

А еще такой самолет аварийно (с неработающими двигателями: закончилось топливо) сажали на реку (Нева). Сели удачно, ни одного пострадавшего. Нисколько не хуже недавней посадки боинга в Гудзон :)

Ответить

        Добрый Ээх

На Неву сажали Ту-124. Он немного другой.

Ответить

летал на таком Свердловск-Москва...
шумный он зараза, да и посадка была довольно жесткая...
бомбардировщик, что с него взять...

Ответить

Плюс! Отличный информативный пост! От себя добавлю, что английская "Комета" прошла очень тернистый путь до серии. Несколько крашей, пришлось дорабатывать фюзеляж. Французская "Каравелла" была очень красивой и элегантной. Но продержались они не долго. Им на смену приходили более лучшие машины. А "Боинг 707" и "ДС-8" вообще изменили мировую авиацию. Тушка продержалась благодаря надежности (все таки в основе бомбардировщик) и изолированности СССР, конкурентных машин у нас не было. Мне очень нравится этот самолет, но у него был серьезный недостаток свойственный советской авиации - шумные и прожорливые двигатели.

Ответить

"благодаря надежности" - про надежность - не надо ! Недаром же Никита Сергеевич летал на Ил-18, а не на Ту-104! Кстати, видел хронику - Ил-18 идет на взлет (!!!) с двумя неработающими двигателями по одному борту !!! А сохранять горизонтальный полет он мог и на одном двигателе. Вот это - да !!!

Ответить

По поводу надежности - из 200 построенных экземпляров - 20
потеряны, не много ли для гражданского лайнера?

Ответить

-А на фото салонов- салоны от ТУ-124-го. У него фюзеляж был меньшего диаметра(2,9)мтр и 4 кресла в ряд.У 104-го 5 кресел в ряд было..

Ответить

        Алекскандр

Отличный самолет был И никакой не шумный- в салоне отлично!Я летел на нем Москва-Владивосток. Конечно недостатки были но они есть у всех машин. Насчет Никиты Хрущева- самолетом не прошедшим испытания был ТУ-114 и именно на нем Хрущев полетел но не в Англию а в США в 1959году Визит Хрущева в Англию был выполнен на крейсере ОРДЖОНИКИДЗЕ. А вот то что он затребовал прилета трех опытных ТУ-104 в Англию-это правда Но самолеты эти летели без пассажиров

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.